Саморазвитие        29 апреля 2018        34         0

Типы интеллекта по Гарднеру и способы стать умнее

Часто мы искренне восхищаемся работой ученых и эрудированных людей, способных отыскать творческий способ решения самой сложной задачи. «Эх, вот мне бы так…» — невольно одолевает желание.

Долгое время считалось, что мозг человека может развиваться лишь на начальных ступенях онтогенеза – в детстве и в юности. Затем постепенно функции мозга стихают, он начинает увядать. Однако с годами исследователи накапливали все больше аргументов, опровергающих этот подход. В конечном счете, полученные знания были объединены в единую концепцию пластичности мозга. Нейробиологи доказали, что мозг человека способен образовывать новые связи между нервными клетками в течение всей жизни.

Этого мнения придерживается профессор СПБГУ, нейролингвист Т. Черниговская. Она подчеркивает: когнитивные функции могут развиваться не только у молодежи, но и в зрелом возрасте. Но здесь есть одна тонкость — пластичность мозга поддерживается только в том случае, если человек дает себе труд заниматься тренировкой разума.

Типы интеллекта по Гарднеру

Интеллект – это совокупность разнородных способностей. Высокий интеллект немыслим без хорошей памяти, развитого воображения, умения мыслить. Развитие умственных способностей происходит с помощью тренировок этих функций.

Однако предпринимаемые усилия должны иметь правильную точку приложения. В свое время получила популярность концепция Г. Гарднера, считавшего, что существует 8 различных типов интеллекта. Проблема современной системы образования заключается в том, что основной фокус делается только на двух типах (лингвистическом и логико-математическом), остальные же практически игнорируются. Определить тип интеллекта по Гарднеру можно с ранних лет. Однако взрослый также наверняка найдет среди описанных психологом типов интеллекта одну или несколько групп, описывающих его интеллектуальные способности. Выстраивать обучение и карьерный путь целесообразно согласно типу интеллекта. Согласно Гарднеру, интеллект бывает следующих типов:

  • Лингвистический. Дети с наиболее развитым лингвистическим типом интеллекта на лету схватывают иностранные языки, любят слушать и читать сказки. Взрослея, они проявляют любовь к письму. В подростковом возрасте им нравится заниматься школьной стенгазетой, писать сочинения, брать интервью.
  • Логико-математический. Ребенка, у которого преобладает данный вид интеллекта, с ранних лет отличает страсть к числам. Он любит решать задачи и головоломки, быстро запоминает даты. Такие дети отличаются высокими способностями к анализу и синтезу, у них развита способность к абстрактному мышлению.
  • Визуально-пространственный. С ранних лет ребенок с преобладанием данного типа интеллекта любит играть с конструктором, пластилином, лабиринтами или деревянными куклами. В подростковом возрасте по черчению, рисованию или геометрии у него всегда хорошие оценки. У таких детей отлично развито пространственное мышление, они быстро ориентируются по карте.
  • Телесно-кинестетический. Для детей с преобладанием телесно-кинестетического интеллекта важнейшие способы самовыражения – это спорт и танцы. Существенной фигурой в окружении такого ребенка является тренер, помогающий ему достичь мастерства. Ребенок с развитым телесно-кинестетическим интеллектом развивается в процессе соперничества с другими детьми, и поэтому для него особенно важную роль приобретает похвала.
  • Музыкальный. С ранних лет малыш тяготеет к музыке. Нередко тяга к игре на конкретном музыкальном инструменте проявляется уже в дошкольном возрасте. Настоящим удовольствием для такого ребенка станет участие в хоре или же посещение занятий в музыкальной школе.
  • Натуралистический. Малыш тянется к природе и всему, что с ней связано. Он с интересом проращивает зерна, экспериментирует с растениями, способен подолгу наблюдать за жизнью мелких животных и букашек. В старшей школе подросток с развитым натуралистическим интеллектом чаще всего приносит хорошие оценки по химии и биологии.
  • Экзистенциональный. Дети данной направленности хорошо разбираются в своих и чужих переживаниях, способны ими управлять. Они нередко похожи на «маленьких старичков», поскольку способны к вполне взрослым умозаключениям. В подростковом возрасте их интересуют вопросы происхождения мира, жизни и смерти, различные философские учения.
  • Межличностный. Такой ребенок быстро находит общий язык с другими. Он знает, каким образом можно оказывать влияние на людей – и умело пользуется этой своей способностью. В юношеском возрасте он становится настоящей «душой компании», без него не обходится ни одно мероприятие. У такого подростка много друзей, он умен и общителен. Окружающие с удовольствием оказывают ему поддержку.

Учитывая данные типы интеллекта, родители могут уделять внимание развитию у малыша конкретных способностей. Определив тип своего интеллекта, взрослый также может скорректировать свой карьерный путь в верном направлении.

Как стать умнее и повысить уровень интеллекта

Итак, интеллект не обязательно означает умение перемножать в уме четырехзначные числа или виртуозно владеть скрипкой. Проявляя интерес к новой информации, которая соответствует его типу интеллекта, человек тем самым развивает свои умственные способности. И это также вид заботы о себе. То состояние, в котором находятся наши умственные способности, ничуть не менее важны эмоционального и физического здоровья. Какие способы позволяют повысить интеллект? Рассмотрим самые основные.

  1. Жажда знаний. Это – самый простой способ повысить умственные способности. Не бойтесь «накачивать» себя полезной информацией из интересующей области. Если привлекает рисование – запаситесь самоучителями и займитесь отработкой художественных навыков. Если интересует биология или история – слушайте лекции ученых, читайте статьи и монографии. Чтобы по максимуму использовать потенциал мозга, необходимо постоянно создавать и использовать связи между нейронами. Это позволяет сделать мыслительные процессы более подвижными, лучше хранить и воспроизводить информацию. Таким образом, восполняя свою жажду знаний в конкретной сфере, мы тем самым помогаем мозгу развиваться.
  2. Решать сложные задачи. Для того, чтобы расти интеллектуально, необходимо ставить перед собой планку задач, немного превышающую текущий уровень способностей. Прогресс облегчает повседневную жизнь, однако из-за него лень входит в привычку. Постоянно пользуясь калькулятором, мы в один прекрасный день уже ленимся посчитать сдачу в магазине. Тот же эффект оказывает и GPS, из-за которого «ржавеет» наш пространственный интеллект. А о программах-переводчиках и речи нет – ведь их использование практически заменяет знание иностранного языка. Не стоит полностью отказываться от новшеств цивилизации, но иногда от них стоит воздержаться – в особенности, если есть цель стать умнее.
  3. Медитировать. Польза от сидения в позе лотоса была доказана психологом З. Отмером, более трех десятков лет изучавшим особенности влияния медитации на человеческий мозг. Люди, которые регулярно занимались медитацией, со временем становились умнее на 23%. В некоторых случаях повышение IQ ученый наблюдал и у тех испытуемых, которые не медитировали. Однако через время было проведено повторное исследование, результаты которого показали: положительная динамика была устойчивой только у медитирующих на постоянной основе. Именно у них ученый наблюдал улучшение творческих способностей, осознанности, умения концентрироваться. Считается, что для достижения положительного результата для IQ необходимо заниматься медитацией хотя бы 12 минут в день.
  4. Окружить себя умными людьми. Все мы с детства знаем пословицу о том, что «с кем поведешься…». Когда рядом находятся умные друзья и коллеги, то и сам человек испытывает желание становиться лучше. Находясь в хорошем окружении, мы получаем шанс каждый день узнавать для себя что-нибудь новое. Если же от окружающих мы только и слышим, что последние подробности реалити-шоу или сплетни о звездах – вряд ли это поможет каким-то образом улучшить интеллектуальные способности. По возможности исключив из своей жизни общение с подобными людьми, меньше проводя время за телевизором и в соцсетях, наши шансы стать умнее существенно возрастают.
  5. Развивать интуицию. Сложно удержаться от зависти тем людям, которые ухитряются из самой сложной ситуации «выйти сухими из воды», поступить правильно в самых запутанных обстоятельствах. Объединяет данные умельцев то, что они хорошо слышат голос своей интуиции. Натренировать эту способность может каждый – начать можно с простых прогнозов и предположений. Например, заблокировать функцию определителя номера на телефоне, и попытаться определить, от кого поступает звонок. Интуиция играет большую роль как для людей искусства, так и для многих ученых. Например, Эйнштейн называл разум «верным слугой», а интуицию – «священным даром». По мнению великого ученого, люди слишком часто забывают о последнем.
  6. Читать. Один из важнейших способов развития интеллекта. Несложно догадаться, что чтение классики, научных статей, книг по саморазвитию оказывает на мозг намного более благотворное влияние, чем чтение бульварной прессы или женских детективов. Однако если имеется выбор между просмотром телесериала по телевизору и чтением, психологи рекомендуют остановить свой выбор на последнем. В любом случае чтение в большей степени способствует тренировке интеллекта, чем просмотр сериала.
  7. Осваивать новые навыки. Игра на скрипке, изучение иностранного языка, курсы программирования или учеба на мастера ногтевого сервиса – все это будет полезным для тренировки мозга. Другой вопрос, понадобятся ли полученные навыки в жизни. Поэтому лучше все-таки обратить внимание на освоение мастерства, которое в дальнейшем принесет практическую пользу.

Интеллект должен всегда быть в «бодром» состоянии – особенно если перед человеком стоят серьезные жизненные цели. Зная направленность своего интеллекта, применяя на регулярной основе методы для его развития, можно всегда находиться в хорошей умственной форме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *