Родители и дети        23 ноября 2017        280         0

Клиповое мышление — катастрофа или новый виток спирали нашего развития

клиповое мышление

В бушующем вокруг нас океане информации, причем порядка 90% которой является шумовой, мы научились не просто читать и анализировать, а скролить, пролистывать, сканировать окружающую нас реальность, перескакивая с темы на тему. Мы не можем позволить себе остановиться, задержать на чем — то внимание, подумать, иначе мы просто выпадем из потока и круговорота событий, потеряем свою социальную идентичность. Мы обзавелись другим самовосприятием мира — интернет-сознанием, подразумевающим сетевое, клиповое мышление. Наш нейропластичный мозг приобрел избыточную способность к усвоению цифровой, виртуальной реальности, чему способствуют и новые методики подачи информации, например, в виде сторителлинга.

Это не первый виток спирали в человеческой истории усвоения информации. При изобретении книгопечатания тоже выражались сомнения о его полезности. Ведь оно могло стать причиной интеллектуальной лености, если информация станет дешевой и доступной, «как уличная девка». Возникновение газетного формата также подверглось обвинению интеллектуальной элиты в поверхностности, предвзятости, продажности. Якобы газета слишком заигрывает с публикой, привносит сенсационность и бездумную развлекательность.

Теперь мы опять на новом витке, наш мозг приобретает способность осознавать мир через небольшие и яркие образы, клипы. Такое клиповое мышление приобрело главенствующий характер в современной информационной культуре, так как электронное общество требует многопланового восприятия мира. В каком — то смысле мы возвращаемся к дотекстовой эпохе. Линейная последовательность знаков перестает составлять основу нашей культуры. События связываются в группы уже не по последовательности фактов, а по временной близости, человек видит картинку в целом. Ускорение темпа жизни и объема окружающей информации, хочешь — не хочешь, формирует клиповое мышление.

Можно выделить несколько основных предпосылок нового стиля мышления. Это не только банальное возрастание информационного потока, но и необходимость в приобретении новой актуальной информации, скорости ее получения и обработки. При этом человек приобретает синдром Юлия Цезаря, когда он спокойно может говорить по телефону, писать сообщение и просматривать видео. К тому же демократические процессы в современном обществе делают человека активным участником диалогов, обратной связи человек — общество.

На современном этапе клиповое мышление в основном присуще молодому поколению. Старшее поколение пока в целом живет в линейном мире подачи информации. Поэтому возникает очередной конфликт отцов и детей. Педагоги и родители, обладающие именно системным мышлением, выработанным при работе с линейными текстами, стараются и образовательный процесс построить по старым принципам.

Как следствие, школа и родители обвиняют молодежь в отсутствии способности к анализу ситуации, снижению коэффициента усвоения знаний, быстрой потере уже полученных знаний. Прочитать книгу для них становится непосильным делом. Дети становятся более податливыми к чужому влиянию, ими становится легче манипулировать. Это ярко видно по подаче рекламы – она стала краткой и эмоциональной, уже не требует анализа, просто толкает на «иди и покупай!» Исчезает чувство сопереживания в живом общении, все переносится в социальные сети.

С другой стороны клиповое мышление предохраняет мозг от информационной перегрузки, адаптирует его к развитию информационных технологий, воспитывает многозадачность, большую скорость включения.

В развитом технологическом обществе потребность в людях с клиповым мышлением будет только возрастать. Потому что любая квалификация сейчас требует быстрой реакции, пусть и не всегда точной. Сейчас важнее быстро заменить сломанный блок, чем найти причину поломки внутри него. Главным показателем становится скорость. Правда, есть и оборотная сторона медали, связанная со снижением уровня квалификации. Клиповое мышление не позволяет сделать фундаментальный логический анализ и решить достаточно сложную задачу.

Остается надежда на флегматиков, воспитывающих в себе способность работать последовательно, анализируя и системно обрабатывая большие объемы информации. Но таких людей очень небольшой процент. Для их воспитания необходимо исключать компьютеры и гаджеты, заниматься классической музыкой и спортом, т. е., получать классическое образование старой школы. Но только такое воспитание может вывести ребенка в лучшие из лучших, в элиту нашего общества.

И хотя клиповое мышление является неизбежным развитием нашего общества, но надо трезво оценивать, какое будущее вы хотите для своего ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *